среда

Две даосские притчи

  Ле, Защита Разбойников, стрелял [на глазах]  у  Темнеющею  Ока:
  натянул тетиву до отказа поставил на предплечье  кубок  с  водой  и
  принялся целиться. Пустил одну cтpeлy, за ней другую н третью, пока
  первая была еще в полете.  И  все  время  оставался  [неподвижным],
  подобным статуе.
      --  Это  мастерство  при  стрельбе,  но   не   мастерство   без
  стрельбы, -- сказал Темнеющее Око. -- А смог бы ты стрелять, если бы
  взошел со мной на высокую гору  и  встал  на  камень,  висящий  над
  пропастью глубиной в сотню жэней?
      И тут Темнеющее Око взошел на высокую гору,  встал  на  камень,
  висящий над пропастью глубиной в сотню жэней, отступил назад [до тех
  пор, пока его] ступни до половины не оказались в воздухе, и  знаком
  подозвал к себе Ле, Защиту Разбойников. Hо тот лег лицом на  землю,
  обливаясь холодным лотом [с головы] до пят.


      --  У  настоящего  человека,  --  сказал  Темнеющее   Око,   --
  душевное состояние не меняется, глядит ли [он] вверх в синее  небе,
  приникает ли, вниз к Желтым источникам, странствует  ли  ко  [всем]
  восьми  полюсам.  Тебе  же  ныне  хочется  зaжмуритбся  от  страха.
  Опасность в тебе самом!

 - - - - -

      Творящий Благо спросил Чжуанцзы:
      -- Бывают ли люди без страстей?
      -- Бывают. -- ответил Чжуанцзы.
      -- Как можно назвать человеком человека без страстей?
      -- Почему же не называть его человеком, [если] путь  дал  такой
  облик, а природа сформировала такое тело?
      -- Если называется человеком, как может он быть без страстей?
      -- Это не то, что я называю страстями. Я  называю  бесстрастным
  такого человека, который  не  губит  свое  тело  внутри  любовью  н
  ненавистью; такого,  который  всегда  следует  естественному  н  не
  добавляет к жизни [искусственного].
      -- [Если] не добавлять к жизни  [искусственного],  --  возразил
  Творящий Благо, -- как [поддерживать] существование тела?
      --  Путь  дал  [человеку]  такой  облик,  природа  сформировала
  такое тело, -- повторил Чжуанцзы. -- А ты относишься к своему разуму
  как к внешнему, напрасно расходуешь свой эфир: поешь, прислонясь  к
  дереву; спишь, опираясь о столик. Природа избрала [для] тебя  тело,
  а ты споришь о том, что такое твердое и белое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий